?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как-то раз "Первый канал" предложил мне съездить на Чукотку и снять там фильм про китобойный промысел. Киты занесены в Красную книгу и добывать их строго запрещено, но у местных народов существует аборигенная квота на вылов всякого морского зверя, которую они и выбирают каждый сезон. Я, разумеется, мгновенно согласился.

Китобойный промысел на Чукотке - это не то, что мы обычно думаем о китобойном промысле. Это не имеет ничего общего с промысловыми судами и прочей цивилизацией. Чукчи просто выходят за китом на обычных лодках и вручную забивают животное гарпунами. Кита! С лодки! Вы вообще представляете, как выглядит кит, да еще в собственной стихии? Не знаю, как вы, но я очень хотел это увидеть.

Страна наша почти безгранична, и ехать мне было очень далеко: девять часов лететь до Анадыря, а потом еще от Анадыря пилить 600 километров над тундрой до залива Лаврентия, что в Беринговом море.



"Трансаэро", говорите, неважная авиакомпания? "Аэрофлот"? Боинги вам староваты? Билет до Бали к сезону подорожал - не укупишь? Выбирайте маршруты правильно! На сцену выходит маленькая, но гордая "ЧукотАвиа". Полуторачасовой полет от Анадыря до Лаврентия на легендарном суперлайнере Ан-24 (молодежь может погуглить) над бескрайними чукотскими сопками обойдется вам на двоих в 70 000 рублей. Без чая и без вариантов. Совсем без вариантов: летает этот рейс один раз в неделю. Так что цена не значит вообще ничего: просто цифры в билете, которые могут быть вообще любыми. Местные уверяют, что бывало и по 96 000, причем на одного.





Сначала трое суток пришлось жрать на берегу водку в ожидании подходящей погоды, потому что в октябре она на Чукотке крайне нестабильна. Потом последовал краткий инструктаж по технике безопасности, подготовка лодок и гарпунов, и долгое торчание на сопке с биноклем. Далее - отплытие: четыре лодки сталкивают в воду, заводят и прогревают моторы, и - устремляются вдаль, в ту сторону, где смотрящие засекли фонтанчики, извергаемые потенциальной добычей.

Километров через пять кита нагоняют. Шансов уйти у него нет: серый кит - а нам попался именно этот вид - даже в напуганном состоянии не способен развить более 18 километров в час, а лодки охотников гораздо быстрее.

Далее происходит убийство, совершенно первобытное. Называть это охотой не поворачивается язык: загнанное животное дружно и тупо забивают гарпунами, а кое-где и добивают из ружей, целясь в легкие, чтобы кит задохнулся. У меня тоже был шанс исполнить мечту любого охотника "взять кита", но я к гарпуну и не прикоснулся: мне животное было жалко. Чукчей-то понять можно: если делать выбор между каким-то китом и выживанием собственных детей, то этот выбор очевиден. Но передо мной такой альтернативы не стояло, а бессмысленно убивать кого бы то ни было мне отнюдь не в забаву.

Умное животное, следует заметить, сопротивлялось. И весьма чувствительно - только по нашей лодке кит два раза шарахнул хвостом со всей дури. И это был весьма яркий экспириенс, вот что я вам скажу. Вылететь в ледяное Берингово море под молотящий хвост взбешенному киту мне не улыбалось ну вообще никак. На несколько секунд я даже, как выражаются местные, чуть не "присел на котлету". Оператор, по его признанию, тоже. Но это никак не помешало ему хладнокровно снимать, а мне так же спокойно комментировать происходящее. Это было чистое рубилово. Мясо. Жесть, как она есть.

Тушу пришвартовали к берегу, вытащили с помощью трактора, и на нее мгновенно набросились с ножами местные жители. В течение какого-нибудь часа от многотонного исполина остались лишь жалкие кости. Сильное было впечатление.





Фотографий не очень много, зато фильм на "Первом канале" всё же вышел. Посмотрите, это завораживает.

Comments

stalbar
10 июл, 2015 05:36 (UTC)
Жалко кита, конечно. Но у нас с той же целью свиней колют. Короче, кит - это такая большая свинья, если по-русски :)